Меню KDT
! Сегодня
KZ / RU

Правила и положения

Постановление Правительства Республики Казахстан от 17 мая 2013 года № 499 «Об утверждении Типовых правил деятельности организаций образования соответствующих типов, в том числе Типовых правил организаций образования, реализующих дополнительные образовательные программы для детей» опубликовано сегодня в официальной прессе, сообщает Zakon.kz.

В соответствии с подпунктом 19) статьи 4 Закона Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «Об образовании» Правительство Республики Казахстан постановило утвердить:

1) Типовые правила деятельности дошкольных организаций;

2) Типовые правила деятельности общеобразовательных организаций (начального, основного среднего и общего среднего);

3) Типовые правила деятельности организаций технического и профессионального образования;

4) Типовые правила деятельности организаций послесреднего образования;

5) Типовые правила деятельности организаций высшего образования;

6) Типовые правила деятельности организаций высшего и послевузовского образования;

7) Типовые правила деятельности специализированных организаций образования;

8) Типовые правила деятельности специальных организаций образования;

9) Типовые правила деятельности организаций образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

10) Типовые правила деятельности организаций дополнительного образования для детей;

11) Типовые правила деятельности организаций дополнительного образования для взрослых.

Типовые правила деятельности дошкольных организаций

Дошкольные организации обеспечивают выполнение государственного образовательного заказа, финансируемого государством объема услуг по воспитанию, обучению и развитию и медицинскому наблюдению, а также присмотру, уходу и оздоровлению воспитанников в возрасте от одного года до достижения школьного возраста.

Основными задачами дошкольных организаций являются:

1) охрана жизни и здоровья детей;

2) создание оптимальных условий, обеспечивающих физическое, интеллектуальное и личностное развитие воспитанников;

3) обеспечение качественной предшкольной подготовки;

4) воспитание гражданственности, казахстанского патриотизма, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

5) взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка;

6) оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам воспитания, обучения, развития детей и охраны здоровья.

Основной структурной единицей дошкольной организации образования является группа воспитанников дошкольного возраста. Группы комплектуются по одновозрастному или разновозрастному принципу. Наполняемость групп дошкольной организации осуществляется согласно Санитарным правилам «Санитарно-эпидемиологические требования к объектам воспитания и образования детей и подростков», утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 декабря 2011 года № 1684.

Группы различаются по времени пребывания воспитанников и функционируют в режиме:

1) полного пребывания;

2) неполного пребывания;

3) круглосуточного пребывания.

Дошкольные организации по форме собственности являются государственные и частные. Прием детей осуществляется в соответствии со стандартами государственных услуг «Постановка на очередь детей дошкольного возраста (до 7 лет) для направления в детские дошкольные организации», «Прием документов и зачисление детей в дошкольные организации образования», утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 августа 2012 года № 1119.

Прием детей в дошкольные организации на постоянное или временное пребывание ведется в течение года при наличии в них свободных мест. За ребенком сохраняется место в дошкольной организации в случаях:

1) болезни ребенка;

2) лечения и оздоровления ребенка в медицинских, санаторно-курортных и иных организациях;

3) предоставления одному из родителей или законных представителей трудового отпуска;

4) оздоровления ребенка в летний период сроком до двух месяцев.

Отчисление детей из дошкольных организаций производится руководителем в случаях:

1) несвоевременной ежемесячной оплаты за содержание ребенка (задержка в оплате более 15 календарных дней от установленного срока оплаты);

2) пропуска ребенком более одного месяца без уважительных причин и без предупреждения администрации;

3) при наличии медицинских противопоказаний, препятствующих его пребыванию на основании справки врачебной консультационной комиссии.

Размер ежемесячной оплаты, взимаемой с родителей или законных представителей за содержание ребенка в государственных дошкольных организациях, созданных в организационно-правовой форме коммунальных государственных казенных предприятий, составляет 100 процентов затрат на питание, независимо от возраста, и устанавливается учредителем.

В частных дошкольных организациях порядок взимания оплаты с родителей или законных представителей устанавливается учредителем дошкольной организации. В санаторных ясли-садах, дошкольных организациях для детей с ограниченными возможностями содержание детей предоставляется на бесплатной основе.

Дошкольные организации обеспечивают детей: текущим медицинским наблюдением, иммунизацией и организацией профилактических осмотров совместно с территориальными медицинскими организациями первичной медико-санитарной помощи, которые осуществляются медицинскими работниками, входящими в штат дошкольной организации. Педагогические работники дошкольных организаций проходят ежегодно бесплатное медицинское обследование в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Дошкольные организации обеспечивают сбалансированное питание детей. Питание детей проводится с учетом возрастных особенностей, режима работы, кратность его определяется санитарно-эпидемиологическими требованиями и Уставом. Дошкольные организации оказывают в порядке, установленном руководителем дошкольной организации, дополнительные платные услуги образовательного, оздоровительного характера. Поступившие средства от платных услуг могут быть направлены на начисление заработной платы специалистам, приобретение инструментария, создание соответствующей развивающей среды.

В целях социально-педагогической поддержки семьи и ребенка, для родителей, дети которых не охвачены дошкольным воспитанием и обучением, создаются консультационные пункты в дошкольных организациях.

Согласно пункту 2 статьи 30 Закона «Об образовании» дошкольное обучение осуществляется с пяти лет в виде предшкольной подготовки детей к обучению в школе. Предшкольная подготовка обязательна и осуществляется в семье, дошкольных организациях, предшкольных классах общеобразовательных школ, лицеев и гимназий. Предшкольная подготовка в государственных организациях образования является бесплатной.

Типовые правила деятельности общеобразовательных организаций (начального, основного среднего и общего среднего)

В зависимости от содержания образовательных учебных программ с учетом потребностей и возможностей личности, создания условий доступности получения каждого уровня образования обучение осуществляется в форме очного, заочного, вечернего, экстерната и дистанционной форме обучения для детей с ограниченными возможностями.

Государство, реализуя цели инклюзивного образования, обеспечивает гражданам с ограниченными возможностями в развитии специальные условия для получения ими образования, коррекции нарушения развития и социальной адаптации на всех уровнях образования.

Для граждан, которые по состоянию здоровья в течение длительного времени не могут посещать организации начального, основного среднего, общего среднего образования, организуется индивидуальное бесплатное обучение на дому или в организациях, оказывающих стационарную помощь, а также восстановительное лечение и медицинскую реабилитацию.

В негосударственных организациях образования, реализующих платные образовательные услуги, взаимоотношения обучающегося, его родителей или иных законных представителей регулируются договором, определяющим сроки обучения, размер платы за обучение, иные условия.

Исключение из государственных организаций образования обучающихся допускается в исключительных случаях по решению органа государственного управления организацией образования за совершение противоправных действий, грубое и неоднократное нарушение устава организации образования. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия органов опеки и попечительства.

Получение общего среднего образования исключенных из государственных организаций образования детей продолжается в общеобразовательной школе при исправительном учреждении, вечерней и частной школе или в форме экстерната.

Организации образования осуществляют образовательный процесс в соответствии с общеобразовательными программами уровней общего среднего образования: начального (1-4 классы), основного среднего (5-9 (10) классы) и общего среднего (10-11 (12) классы).

Общеобразовательные учебные программы начального образования (1 уровень) направлены на формирование личности ребенка, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности: прочных навыков чтения, письма, счета, опыта языкового общения, творческой самореализации, культуры поведения для последующего освоения образовательных программ основной школы. Срок освоения общеобразовательной учебной программы начального образования - четыре года.

Общеобразовательные учебные программы основного среднего образования (2 уровень) направлены на освоение обучающимися базисных основ системы наук, формирование у них высокой культуры межличностного и межэтнического общения, самоопределение личности и профессиональную ориентацию.

Общеобразовательная учебная программа включает предпрофильную подготовку обучающихся. Изучение содержания каждого предмета завершается на уровне основного среднего образования. Срок освоения общеобразовательной учебной программы основного среднего образования - пять лет.

При переходе на двенадцатилетнее образование срок освоения общеобразовательной учебной программы основного среднего образования - шесть лет.

Общеобразовательные учебные программы общего среднего образования (3 уровень) разрабатываются на основе дифференциации, интеграции и профессиональной ориентации содержания образования с введением профильного обучения по естественно-математическому и общественно-гуманитарному направлениям.

Срок освоения общеобразовательной учебной программы общего среднего образования - два года.

Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяются утверждаемыми организациями образования положениями, подготовленными на основе государственных общеобязательных стандартов образования, санитарных правил, гигиенических нормативов, учебных планов и рекомендаций органов здравоохранения и образования.

В организациях образования организуется медицинское обеспечение детей и подростков. Минимальный набор помещений медицинского пункта организаций образования включает кабинет медработника и процедурный кабинет.

Продолжительность урока в организациях образования - сорок пять минут (в специальных классах - не более сорока минут). Учебные занятия в организациях образования начинаются не ранее восьми часов. Независимо от продолжительности учебной недели, дневная учебная нагрузка учащихся составляет не более пяти уроков в начальной школе и не более семи уроков в основной школе, не более восьми уроков в старшей школе.

Полный текст постановления смотрите здесь.

Постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования (Казахстанская правда № 216 (27490) 26.06.2013), то есть с 7 июля 2013 года.

Полезное