Тема урока: «Значение казахских орнаментов»
Цель урока: формирование знаний учащихся о видах казахского орнамента.
Задачи:
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-соревнавание
Ход урока:
Цитата урока: Прикладное искусство есть выражение времени, истории, социальной среды.
М.Ш. Омирбекова
- Задачей нашего открытого урока является закрепление умение по вырезанию орнаментов из цветной бумаги, используя различные приемы.
Юля:
- Здравствуйте, уважаемые гости и участники нашего открытого урока!
Лера:
- Мы с вами сегодня познакомимся с очень интересными видами казахского орнамента.
Юля:
-Лера, а ты знала, что орнаменты – это один из видов древнего искусства? И что истоки их возникновения исходят из далекой древности?
Лера:
-Конечно знала.
Юля:
- А сюжетное содержание и название орнаментов менялись и совершенствовались соответственно особенностям жизненной ориентации и быта народа в каждую новую эпоху. В настоящее время искусство создания орнаментов, обретая качественно новое богатое содержание и новаторские черты, превратилось в духовное и материальное достояние казахского народа.
Лера:
- В настоящее время орнаменты, утеряв свое символическое значение, в быту воспринимаются только с эстетической точки зрения. В казахской степи орнаменты совершенствовались в различных направлениях. Разные регионы нашей страны отличались особенными, только им присущими орнаментами, своеобразием их стилей.
Юля:
- Несмотря на это, основным элементом, первоосновой всех орнаментов, сочетается орнамент «рог» (мүйіз), в котором преобладают роговидные, дуговидные линии. В традиционных изделиях казахского народа: в оружейном искусстве, в убранстве юрт, в ювелирных изделиях, в ковроткачестве, в плетении алаша-паласов, в изделиях из войлока, в коржынах, в посуде, в одежде даже при резке и плавлении широко использовалось украшение орнаментами. В настоящее время учеными обнаружено около 230 видов орнаментов.
Лера:
- Интересно! Значит, мы с вами знакомы только с несколькими видами орнамента.
-Так давайте сейчас познакомимся с одним из распространенных видов орнамента.
Гауһар:
«Мүйіз» можно назвать истоком, первоэлементом казахского орнамента, так как другие виды орнаментов создавались на его основе. Менялись только названия, например:
«кошкармүйіз»- бараньи рога;
«аркармүйіз»- рога архара;
«бугымүйіз»- рога оленя;
«кырыкмүйіз»- сорок рогов;
«космүйіз»- двойные рога;
«сынармүйіз»- однорогий;
А также орнаменты, обозначающие отдельные части тела животных.
Юля:
- Все элементы орнаментов берутся от животных, космоса, геометрических фигур и стилизуются, т.е. видоизменяются.
Лера:
-Что важно для выполнения этих орнаментов?
(Кто-то из группы поднимает руку).
Каждый цвет имеет свою символику:
Синий - цвет неба;
Белый - символ истины;
Желтый - цвет мудрости, нравственности, печали:
Зеленый - молодости, весны.
Юля:
-Сейчас мы с вами будем при помощи аппликации украшать орнаментами фигуры, выполненную из цветного картона.
-А что такое аппликация?
Аппликация - это создание художественных изображений путем наклеивания на ткань или бумагу разноцветных кусочков, какого-либо материала.
Лера:
-Ваша задача: используя различные орнаменты и цветную бумагу, показать в своих работах особенности характера этих элементов на своих изделиях. Особое внимание обратить на расположение орнамента на предметах, т.е. орнамент должен подчеркивать форму предмета. Цвет фона и орнамента не должны сливаться.
Соблюдаем при работе технику безопасности и аккуратность.
Юля:
-Музыка связана со многими видами искусства, в том числе и с технологией. Может быть, звучание казахской музыки, под которую будет танцевать Коваленко Милана, поможет вам пробудить фантазию и изобретательность в ваших работах.
Вопросы к кроссворду;
Лера:
Орнаменты с древних времен являются духовным достоянием казахского народа не только в праздники, но и в повседневной жизни.
Юля:
Ою өрнек сәндігі
Көздің жауын алады.
Болмаса зат өрнексіз,
Ешбір мәнсіз қалады.
Лера:
- Красота узора и орнамента радует наш глаз. А вещи без узора или орнамента
остаются незаметными. Этими прекрасными стихами наш открытый урок заканчивается.








Посмотреть новость на сайте учреждения
Официальное сообщество школы-гимназии №3 города Астаны
Профессиональное сообщество учителей школы-гимназии №30 "Флагман"